Персональный сайт воспитателя Шиленковой Анны Владимировны

Описание опыта работы

Опыт работы на тему: «Поликультурное воспитание детей  дошкольного возраста, на основе практико-ориентированного подхода».

                                                                             Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
                                                                             Русский, татарин, башкир и якут.
                                                                             Разных народов большая семья,
                                                                             И этим гордиться должны мы друзья!

                                                                             Россией зовётся общий наш дом,
                                                                             Пусть будет уютно каждому в нём.
                                                                             Любые мы трудности вместе осилим,
                                                                             И только в единстве сила России!

 Наша страна является многонациональной, поэтому, у современного общества существует потребность в такой личности, которая способна к жизни в этих поликультурных условиях.

Несомненно, что базовая организация, в которой ребенок может получить поликультурное образование - это дошкольная образовательная организация. Именно в детских садах общая основа воспитания и обучения – помочь ребенку овладеть родной и русской речью, дать «почву» для становления основы мировоззрения, национальной - культуры, способствовать духовно-нравственному развитию.

Мою группу посещают дети разных национальностей. И я столкнулась с проблемой: как установить связь  и сформировать доброжелательное отношение между разными по национальности детьми, а следовательно, и разными культурами, традициями и нормами. Стала активно использовать различные методы, средства и приемы поликультурного воспитания. 

 Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности.

Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры.

  Цель моей работы:  формирование разносторонне творческой личности, обладающей представлением о Родине, её обычаях, традициях, истории, уважением к другим культурам, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Отсюда ставлю задачи:

- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире;

- приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор;

- воспитание позитивного отношения к различным культурам;

- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

  Поставив  цель и задачи, я приступила к работе и организовала соответствующую предметно пространственную среду.

-оформила патриотический уголок, в который включила не только материал о России, но и о странах Ближнего и Дальнего Зарубежья;

- создала картотеку пословиц, поговорок;

- подобрала художественную литературу (сказки, легенды, стихи), методические разработки и дидактические игры;

- создала в группе мини-музей;

 -организовала выставки кукол в народных костюмах.

Задачи поликультурного воспитания мною реализуются  интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей. Веду работу в трех направлениях: - работа с детьми; - работа с родителями; - работа с коллегами. Данные направления реализую через разнообразные  методы и средства вот некоторые из них:

-   Организую общение с представителями различных национальностей. Мою группу посещает ребенок из Армянской семьи, его родители  активно участвуют в жизни нашей группы, когда они ездили к себе на Родины, сделали интересный фото отчет. На новый год, подготовили видео ролик о традициях празднования нового года в Армении. Воспитанникам нашей группы было очень интересно, они задавали интересующие их вопросы, и получали исчерпывающие ответы.  

- Провожу работу с  устным народным творчеством. Начиная с младшей группы веду кружок «Светлый лучик старины». Изучаем с ребятами  русские  народные сказки, пословицы, поговорки. В более старших группах, народные традиции, обряды и песни русского народа. Как результат делаем театрализованные  постановки.

- Осуществляю знакомство с художественной литературой разных народов. В последствии, своими руками с детьми мы создаем иллюстрации  к сказкам, своими руками и при помощи родителей  создаем театры:  на палочках, пальчиковые театры  и обыгрываем их.

- Осуществляю знакомство с играми, народными игрушками и национальными куклами разных народов. Так как игра является ведущей деятельностью детей, с народными играми я их знакомлю уже с раннего возраста, организовала декады традиционных игр народов других стран.

-  Знакомство с традиционными народными праздниками,  такими как Новый год, Рождество, Масленица, Пасха и др.  Изучаем  историю возникновения праздников, традициями их празднования, символами каждого из них.

- В этом году появились новые возможности: виртуально посещать музеи и различные экскурсии, мы с ребятами, конечно, посетили несколько таких экскурсий. Так, например мы побывали на Красной площади в Москве, в Эрмитаже, в музее народной архитектуры и быта «Строчицы» в Беларусии, под Минском, где приобщились к культуре белорусов и узнали  прелести и тяготы сельской жизни на рубеже XIX-XX веков. Отправляясь на виртуальную экскурсию,  очень важно подобрать такое путешествие, которое действительно заинтересует детей.  В будущем,  надеюсь, наши экскурсии  пройдут по всему  миру, и я  с моими воспитанниками приобщусь к культуре отдаленных уголков нашей планеты.

Таким образом,  подводя итоги своей работы, могу сказать, что использование вышеизложенных средств, методов и приемов в становлении поликультурной личности представляет собой  непростой и последовательный ход формирования внутренних качеств ребенка. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.  Все это даёт убедительный результат, который вижу и отмечаю не только я, но и мои коллеги, и родители моих воспитанников. В моей группе  царит дружеская и благоприятная обстановка, а значит, моя работа идет правильным курсом, и я  не собираюсь на этом останавливаться.

11 марта 2021 в 14:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.