Персональный сайт воспитателя Шиленковой Анны Владимировны
Описание опыта работыОпыт работы на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, на основе практико-ориентированного подхода». Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Россией зовётся общий наш дом,
Наша страна является многонациональной, поэтому, у современного общества существует потребность в такой личности, которая способна к жизни в этих поликультурных условиях. Несомненно, что базовая организация, в которой ребенок может получить поликультурное образование - это дошкольная образовательная организация. Именно в детских садах общая основа воспитания и обучения – помочь ребенку овладеть родной и русской речью, дать «почву» для становления основы мировоззрения, национальной - культуры, способствовать духовно-нравственному развитию. Мою группу посещают дети разных национальностей. И я столкнулась с проблемой: как установить связь и сформировать доброжелательное отношение между разными по национальности детьми, а следовательно, и разными культурами, традициями и нормами. Стала активно использовать различные методы, средства и приемы поликультурного воспитания. Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм. Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности. Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры. Цель моей работы: формирование разносторонне творческой личности, обладающей представлением о Родине, её обычаях, традициях, истории, уважением к другим культурам, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей. Отсюда ставлю задачи: - формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире; - приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор; - воспитание позитивного отношения к различным культурам; - воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения. Поставив цель и задачи, я приступила к работе и организовала соответствующую предметно пространственную среду. -оформила патриотический уголок, в который включила не только материал о России, но и о странах Ближнего и Дальнего Зарубежья; - создала картотеку пословиц, поговорок; - подобрала художественную литературу (сказки, легенды, стихи), методические разработки и дидактические игры; - создала в группе мини-музей; -организовала выставки кукол в народных костюмах. Задачи поликультурного воспитания мною реализуются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей. Веду работу в трех направлениях: - работа с детьми; - работа с родителями; - работа с коллегами. Данные направления реализую через разнообразные методы и средства вот некоторые из них: - Организую общение с представителями различных национальностей. Мою группу посещает ребенок из Армянской семьи, его родители активно участвуют в жизни нашей группы, когда они ездили к себе на Родины, сделали интересный фото отчет. На новый год, подготовили видео ролик о традициях празднования нового года в Армении. Воспитанникам нашей группы было очень интересно, они задавали интересующие их вопросы, и получали исчерпывающие ответы. - Провожу работу с устным народным творчеством. Начиная с младшей группы веду кружок «Светлый лучик старины». Изучаем с ребятами русские народные сказки, пословицы, поговорки. В более старших группах, народные традиции, обряды и песни русского народа. Как результат делаем театрализованные постановки. - Осуществляю знакомство с художественной литературой разных народов. В последствии, своими руками с детьми мы создаем иллюстрации к сказкам, своими руками и при помощи родителей создаем театры: на палочках, пальчиковые театры и обыгрываем их. - Осуществляю знакомство с играми, народными игрушками и национальными куклами разных народов. Так как игра является ведущей деятельностью детей, с народными играми я их знакомлю уже с раннего возраста, организовала декады традиционных игр народов других стран. - Знакомство с традиционными народными праздниками, такими как Новый год, Рождество, Масленица, Пасха и др. Изучаем историю возникновения праздников, традициями их празднования, символами каждого из них. - В этом году появились новые возможности: виртуально посещать музеи и различные экскурсии, мы с ребятами, конечно, посетили несколько таких экскурсий. Так, например мы побывали на Красной площади в Москве, в Эрмитаже, в музее народной архитектуры и быта «Строчицы» в Беларусии, под Минском, где приобщились к культуре белорусов и узнали прелести и тяготы сельской жизни на рубеже XIX-XX веков. Отправляясь на виртуальную экскурсию, очень важно подобрать такое путешествие, которое действительно заинтересует детей. В будущем, надеюсь, наши экскурсии пройдут по всему миру, и я с моими воспитанниками приобщусь к культуре отдаленных уголков нашей планеты. Таким образом, подводя итоги своей работы, могу сказать, что использование вышеизложенных средств, методов и приемов в становлении поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход формирования внутренних качеств ребенка. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности. Все это даёт убедительный результат, который вижу и отмечаю не только я, но и мои коллеги, и родители моих воспитанников. В моей группе царит дружеская и благоприятная обстановка, а значит, моя работа идет правильным курсом, и я не собираюсь на этом останавливаться. 11 марта 2021 в 14:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.